A+ R A-

Мультиплекс.

На этой странице попробуем ответить на вопрос ... Что, и собственно зачем мультиплекс? Ответ на этот вопрос прост.
Эволюция проводников Достаточно взглянуть на  диаграмму .

За последние годы технический прогресс в области автомобилестроения позволил оснастить автомобиль большим количеством различных электронных устройств и соответственно функций. В свою очередь ужесточение норм по токсичности отработавших газов, требования по безопасности и комфорту также приводят к постоянному росту количества электронного оборудования в наших автомобилях.

Например, в результате создания и внедрения новых видов электрооборудования в 2000 году количество электронных устройств в некоторых автомобилях достигло 20 - 40.

Это приводит к:

  • усложнению жгутов проводов
  • увеличению их массы и объёма
  • увеличивается количество соединений

Вес проводов может достигать 40 кг, при общей длине более 2 км. Подсчитано, что как сложность, так и масса в среднем увеличиваются вдвое каждые 10 лет .

Подобное усложнение электрических систем автомобиля порождает большое количество проблем, связанных в первую очередь с:

  • - проектированием и производством автомобиля
  • - его стоимостью
  • - уменьшением полезного пространства
  • - ухудшением надежности
  • - сложностью поиска неисправностей

Катастрофический прирост количества проводов и соединений  привел конструкторов к необходимости создания принципиально новых систем, где аналоговые сигналы были заменены на цифровые и сотни метров проводов заменили цифровые шины состоящие из одного, или двух проводов.
Внизу представлены два автомобиля оба располагающие 17 компьютерами. Каждый из компьютеров нуждается в тех или иных сигналах. Слева нарисован авто без мультиплекса, справа с мультиплексом.

multiplexage2.jpg






Расшифровка терминологии и некоторые понятия:

Мультиплексная система позволяет передавать несколько пакетов цифровой информации между различными элементами электрооборудования по одному передающему каналу, образованному 2 проводниками (ШИНА).

Мультиплексная система упрощает электрические цепи автомобиля (старая технология: один проводник для каждой информации, т.е. около 2000 метров электрических кабелей и 1900 соединений).
Она повышает надежность автомобилей, расширяя при этом число используемых функций (при том же количестве проводников).

Калькуляторы ( расчитывающие устройсва -компьютеры) управляют работой автомобиля, они получают информацию от датчиков и контакторов, обрабатывают эту информацию, управляют приданными исполнительными механизмами и обмениваются информацией с другими калькуляторами по мультиплексной сети. Они способны проводить самодиагностику и запоминать все отмеченные нарушения в работе (коды ошибок).

Блок BSI, или Интеллектуальный Коммутационный Блок, является центральным калькулятором в системе электрооборудования автомобиля. Он служит передаточным звеном между сетью VAN и сетью CAN, между калькуляторами и диагностическими приборами, или между сетями CAN (в системах Full CAN).

Блок BSM, или Коммутационный блок двигателя, управляет работой силовых реле в соответствии с командами, полученными от блока BSI, по сети VAN КУЗОВ 1. В блоке BSM устанавливаются электронная схема, предохранители и реле.

Блок BSR, или Коммутационный Блок Прицепа, устанавливается при установке буксирного устройства для обеспечения электропитания прицепа или жилого прицепа.

ШИНА обеспечивает одновременно электропитание элементов системы и передачу информации или команд.

Подрулевой переключатель начиная с автомобиля Xsara 2 Com2000 является блоком, выполняющим роль интерфейса человек/машина, обеспечивающим управление работой автомагнитолы, телефона, бортового компьютера, круиз-контроля или ограничителя скорости, омывателей стекол, стеклоочистителей, освещения, сигнализации. Блок подрулевого переключателя передает на блок BSI информацию о действиях водителя по мультиплексной сети VAN КУЗОВ 1 или CAN КУЗОВ.
Он также обеспечивает:

Управление работой встроенного звукового сигнала в соответствии с запросами на подачу звуковых сигналов от блока BSI.

Прием ВЧ-сообщений от пульта дистанционного управления.

Связь между транспондером ключа и блоком BSI (через антенну транспондера) для обеспечения работы Кодовой Противоугонной Системы.

Передачу информации от датчика угла поворота рулевого колеса.

LEXIA,PROXIA,DIAG – необходимые диагностические приборы для проведения диагностики автомобилей с мультиплексными системами.
После подключения к автомобилю прибор собирает информацию о нарушениях в работе систем, зарегистрированных калькуляторами.


Телезагрузка через Интернет позволяет обновлять программное обеспечение калькуляторов (BSI, калькуляторов двигателя и подвески, АКП и МКП с электронным управлением и т.д.).

Встречаются 2 варианта технических решений:

Автомобили с мультиплексными системами Bi-VAN CAN, использовавшимися на автомобилях CITROEN до C4 и C5R и до Peugeot 407,308. Автомобили с мультиплексными системами Full CAN (скорость передачи данных до 512 килобит в секунду), использующимися на автомобилях начиная с C4 , C5 R , 407,308.

Автомобили с мультиплексными системами Bi-VAN CAR, выпущенные до C4 и C5R

Сеть VAN (Vehicule Area Network) является ШИНОЙ, которая работает по протоколу VAN с информацией, относящейся к функциям кузова, обеспечения безопасности и комфорта.

Сеть VAN КУЗОВ состоит из двух сетей:

- VAN КУЗОВ 1 объединяет оборудование для обеспечения безопасности:
. Блок BSI
. Подушки безопасности
. Блок BSM
. Подрулевой переключатель
. Датчик дождя (C5 BSI light январь 2003, Xsara2 Com2000).
- VAN КУЗОВ 2 объединяет:
. Блок BSI
. Оборудование управления открывающимися элементами кузова (модули дверей, модули сдвижных боковых дверей, люк)
. Охранная сигнализация
. Калькулятор ввода добавки в дизтопливо (сажевый фильтр)
. Датчик дождя / освещенности (C3, C2)
. Блок запоминания положения сидений

Сеть VAN КОМФОРТ объединяет функции обеспечения комфорта, информации для водителя и помощи при вождении:

. Блок BSI
. Панель приборов
. Блок сигнальных ламп и одометра (только C8)
. Многофункциональный дисплей
. Кондиционер
. Автомагнитола (RB1, RB2, RD2, RT2…)
. CD-чейнджер
. Телекоммуникационная система (RT3)
. Управление приемником телекоммуникационной системой (только C8)
. Навигационная система
. Система помощи при парковке

Сеть CAN-IS (Controler Area Network - Межсистемная) является ШИНОЙ, которая объединяет по протоколу CAN следующие калькуляторы и датчики:

. Блок BSI
. Автоматическая коробка передач
. Механическая коробка передач с электронным управлением (Sensodrive)
. ABS или ESP
. Подвеска
. Двигатель
. Датчик угла поворота рулевого колеса для автомобилей с системой ESP
. Электрический усилитель рулевого управления
. Система обнаружения падения давления в шинах
. Узел электронасоса усилителя рулевого управления
. Гироскопический датчик

Автомобили с системами FULL CAN начиная с C5R и C4, 407, 308.

Применяемый протокол CAN соответствует стандарту, который используется многими изготовителями автомобилей. Существуют 3 различные сети CAN:


Одна сеть CAN Кузов, которая объединяет оборудование, ранее входившее в сети VAN КУЗОВ 1 и VAN КУЗОВ 2, дополнительно в нее включается блок BSR (Коммутационный Блок Прицепа).

Сеть CAN Комфорт, которая объединяет оборудование, ранее входившее в сеть VAN Комфорт, дополнительно в нее включается калькулятор системы AFIL.

Сеть CAN-IS , которая объединяет оборудование, ранее входившее в сеть BI-VANCAN, дополнительно в нее включаются управляемые фары.

Примечания

На определенных автомобилях существует специальная сеть: сеть LIN (Local Interconnect Network), используемая для таких функций, как рулевое колесо с неподвижной ступицей (VCCF), управляемые фары, стеклоочистители и т.д.

Аварийные режимы позволяют сохранить минимальный набор функций при возникновении неисправности агрегата или при появлении ошибки на автомобиле.

Интересующие вопросы по данному разделу можно задать на форуме.

Форум

Online

Никого

Вход

Добро пожаловать.